Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в детских образовательных учреждениях и в семье. Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно даётся формирование речи, на письме наблюдаются замены, пропуски и перестановки букв, свойственные устной речи ребёнка. Кроме того, неправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребёнку немало огорчений и в дошкольном возрасте.
В нашем детском саду ведётся специальная логопедическая работа по преодолению трудностей уже в младшем дошкольном возрасте (3-4 года). После логопедического обследования малышам рекомендуются индивидуальные занятия. Они помогают справиться не только с речевыми затруднениями, но и развить память, внимание, логическое мышление, умение связно выражать свои мысли. Кроме того, эти занятия побуждают ребёнка к активному познанию. После наступления четырехлетнего возраста начинается работа по уточнению и постановке каждого звука, а также их дифференциации между собой. Занятия проходят в интересной и доступной для детей форме.
Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика, различные упражнения позволяют малышу шаг за шагом научиться правильно произносить звуки, слова, строить предложения. Важной задачей является создание позитивного настроения, состояния успеха.
В возрасте 5-ти лет начинается работа по подготовке к обучению грамоте. Прежде чем научиться читать и писать, необходимо хорошо узнавать звуки речи в словах, отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков. Кроме того, дети должны уметь правильно делить слова на слоги и звуки, затем их снова соединять в слова, а последние - соединять в предложения.
Обучение грамоте ведется параллельно с развитием звуко-слогового анализа и с опорой на него. Дети учатся «писать», то есть составлять слова и предложения, в том числе с предлогами, пользуясь первое время фишками, кассами букв, а затем свободно печатая их в тетради под диктовку. Кроме того, продолжается работа по развитию связной речи. Игры и упражнения помогают задуматься над значением слов, развивают «чувство языка», вызывают желание слушать, рассказывать, читать, что является необходимым условием успешного развития ребенка и его культуры речи.
В процессе работы используются игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического слуха. Игры предлагаются в последовательности – от лёгких заданий к более трудным. Вот некоторые из них.
1. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду. Произносится звуковой ряд (у-а-о), после чего ребёнок определяет позицию звука в услышанном ряду Звук У в начале, Звук А в середине, Звук О в конце. Количество звуков и их последовательность варьируются.
2. «Назови второй (пятый) звук». Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. При произнесении гласных можно закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.
3. «Узнай по губам». Взрослый молча артикулирует гласные, а дети по немой артикуляции узнают и повторяют вслух звуковой ряд.
4. «Не пропусти слог». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда прозвучит заданный слог в ряду других, например: МА – МА – ПА – ТА – МА – ФА – МА… Во избежание узнавания слога по артикуляции губ можно прикрыть рот экраном.
5. «Посчитай». Дети воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.
6. «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.
7. «Выбери правильно». Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии (звук в конце, в середине, в начале). В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.
8. «Замени звук». Например, предлагается слово «сайка». Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово «зайка» (С-З).
Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности:
- выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова;
- выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов;
- полный звуковой анализ обратного слога;
- полный анализ прямых слогов и односложных слов;
- деление слов на слоги;
- полный звуковой анализ двусложных слов и т. д.
Далее идёт работа по знакомству с предложением и его анализом.
Итак, ребёнок со временем учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков, букв и слогов состоит слово, из каких слов предложение, а также составлять слова из букв, прочитывать написанное и рассказывать прочитанное – всё это способствует в будущем успешному усвоению школьной программы не только по письму и чтению, но и по другим предметам.